Цель урока: Систематизировать знания о имени существительном, полученные в 5 классе
- Восстановить знания учащихся о морфологических признаках существительного
- Продолжить формирование навыка правильного написания [ ] существительного
- Расширить представления учащихся о роли имен существ. в речи (синт. роль)
Мотивация:
- Научиться отличать имя существ. от других частей речи;
- научиться применять орфографические правила на практике
- научиться применять пунктуационные правила на практике.
Ход урока
- Лингвистическая разминка- четвертое лишнее
а) приезд в город, приходящая няня, пребывать на вокзале, седой привратник.
б) предыстория, обыскать, подытожить, дезинфекция.
в) молодежь, молоко, бегство, чернила.
г) иволга, птица, синица, орел.
д) подруга, подробность, подробность, пощечичина
е) Где город, а где фамилия
(геогр. назв. [ом] как существ.) (фамилии на –ов, - ев, –ын, – ин в твор. пад. [ым] как прилаг.)
с Пушкином – с Пушкиным
за Ивановом – за Ивановым
над Бородином – над Бородиным - Зима – пора снегов, метелей и вьюг.
а) какой части речи мы отнесем имя существительное и почему? Дайте обоснованный ответ.
б) какими морфологическими признаками обладает существительное?
Тест – непостоянные
Задания
- Превратите неодушевленные существительные в одушевленные
┌┐
сила – силач
┌ ┐
работа – работник
┌ ┐
камень – каменщик
┌┐
Москва – москвич
┌ ┐
журнал – журналист
К одушевленным существительным относятся названия шахматных фигур (ладья, ферзь), карт (дама, король, валет), фантастических существ (русалка, леший, домовой, мертвец) - Приведите примеры, чтобы одно и тоже существ. было нариц. – собств. имя.
вера в добро – сестра Вера
надежда на удачу – Надежда
любовь к родине – Любовь - Запишите стихотворение и определите род существ. и их склонение (измен. по пад. ф.)
м.р м.р.
Чудак математик
ж.р.
в Германии жил.
ж.р. с.р.
Он булку и масло
случайно сложил.
м.р.
Затем результат
м.р.
положил себе в рот.
м.р.
Вот так человек
м.р.
изобрел бутерброд. - Словарный диктант на е – и (только [ ])
вдоль дороги, по тропинке, к станции, на парашюте, в здании, на сирени, на опушке, о профессии, в телеге, в тетради, петь от радости, в постели, думать о жизни, вырос на тополе, на ели, на ветке, по галерее, к деревне.
Что образуют окончания существительных? Однокоренные слова или разные формы слова? Почему? ┌ ┐
Создайте отглагольных существительных при помощи -ени, поставьте их в предложном п-же, разберите по составу.
¬ ͡ ┌ ┐
объяснить – объяснени[и]
удивлять
соединять
раздражать - Выборочный диктант
дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, много туч, помощь, вещь, печь, этаж, кирпич, много груш, брошь, борщ, горечь, ветошь, ковш. - [ом] – ем
улицей, храбрецом, ключом, румянцем, гордецов, бойцов, молодцом, встречей, сторожем - Синт. роль в предложении
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
Изведал врач в тот день немало, что значит русский бой удалый.
В туманной вышине запели птички, и ветерок сырые шевельнул листы.
Морфологический разбор:
Существительное:
по полю – н.ф.
значение вопрос – поле что? отрытое пространство.
морфолог. признаки:
а) постоянные – неодушевленное,нарицательное, 2-е склонение, с.р.
б) непостоянные- ед.ч. п. п.
синтаксическая роль – По полю
Орфографический тест
- освещать, увядание, единица, очарование, качаться.
- галерея, винегрет, элегия, баллада, ветеран
- загореть, касательная, уравнение, расстилается, промокашка.
- объект, смутьян, необъятный, подъем, трехъярусный.
- безденежный, бессрочный, бездарный, бескрылый, безвкусный.
- в инее, из гавани, на выставке, о живописи, в России.
- мячом, плачем, ландышем, шалашом, птицей
- панцирь, цирк, циновка, цыпленок, циркуль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий