Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

четверг, 15 декабря 2011 г.

Имя существительное (повторение изученного в V классе)

Цель урока: Систематизировать знания о имени существительном, полученные в 5 классе

  • Восстановить знания учащихся о морфологических признаках существительного
  • Продолжить формирование навыка правильного написания [ ] существительного
  • Расширить представления учащихся о роли имен существ. в речи (синт. роль)

Мотивация: 

- Научиться  отличать имя существ. от других частей речи;
- научиться применять орфографические
 правила на практике
- научиться применять пунктуационные правила на практике.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка- четвертое лишнее
    а) приезд в город, приходящая няня, пребывать на вокзале, седой привратник.
    б) предыстория, обыскать, подытожить, дезинфекция.
    в) молодежь, молоко, бегство, чернила.
    г) иволга, птица, синица, орел.
    д) подруга, подробность, подробность, пощечичина
    е) Где город, а где фамилия
    (
    геогр. назв. [ом] как существ.) (фамилии на –ов, - ев, –ын, – ин в твор. пад. [ым] как прилаг.)
    с Пушкином – с Пушкиным
    за Ивановом – за Ивановым
    над Бородином – над Бородиным
  2. Зима – пора снегов, метелей и вьюг.
    а) какой части речи мы отнесем имя существительное и почему?
    Дайте обоснованный ответ.
    б) какими морфологическими признаками обладает существительное?

Тест – непостоянные

Задания

  1. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные
                     ┌┐
    сила – силач
                             ┌  ┐
    работа – работник
                              ┌   ┐
    камень – каменщик
                               ┌┐
    Москва – москвич
                               ┌   ┐
    журнал – журналист
    К одушевленным существительным относятся названия шахматных фигур (ладья, ферзь), карт (дама, король, валет), фантастических существ (русалка, леший, домовой, мертвец)
  2. Приведите примеры, чтобы одно и тоже существ. было нариц. – собств. имя.
    вера в добро – сестра Вера
    надежда на удачу – Надежда
    любовь к родине – Любовь
  3. Запишите стихотворение и определите род существ. и их склонение (измен. по пад. ф.)
        м.р     м.р.
    Чудак математик
            ж.р.
    в Германии жил.
              ж.р.     с.р.
    Он булку и масло

    случайно сложил.
                      м.р.
    Затем результат
                                м.р.
    положил себе в рот.
                      м.р.
    Вот так человек
                         м.р.
    изобрел бутерброд.
  4. Словарный диктант на е – и (только [ ])
    вдоль дороги, по тропинке, к станции, на парашюте, в здании, на сирени, на опушке, о профессии, в телеге, в тетради, петь от радости, в постели, думать о жизни, вырос на тополе, на ели, на ветке, по галерее, к деревне.
    Что образуют окончания существительных?  Однокоренные слова или разные формы слова? Почему?                       ┌   ┐       
    Создайте отглагольных существительных при помощи  -ени, поставьте их в предложном п-же, разберите по составу.
                               ¬   ͡      ┌   ┐
    объяснить – объяснени[и]
    удивлять 
    соединять
    раздражать
  5. Выборочный диктант
    дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, много туч, помощь, вещь, печь, этаж, кирпич, много груш, брошь, борщ, горечь, ветошь, ковш.
  6. [ом] – ем
    улицей, храбрецом, ключом, румянцем, гордецов, бойцов, молодцом, встречей, сторожем
  7. Синт. роль в предложении
    На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
    Изведал врач в тот день немало, что значит русский бой удалый.
    В туманной вышине запели птички, и ветерок сырые шевельнул листы.
    Морфологический разбор:
    Существительное:
    по полю – н.ф.
    значение вопрос – поле что? отрытое пространство.
    морфолог. признаки:
    а) постоянные – неодушевленное,нарицательное, 2-е склонение, с.р.
    б) непостоянные- ед.ч. п. п.
    синтаксическая роль – По полю

Орфографический тест

  1. освещать, увядание, единица, очарование, качаться.
  2. галерея, винегрет, элегия, баллада, ветеран
  3. загореть, касательная, уравнение, расстилается, промокашка.
  4. объект, смутьян, необъятный, подъем, трехъярусный.
  5. безденежный, бессрочный, бездарный, бескрылый, безвкусный.
  6. в инее, из гавани, на выставке, о живописи, в России.
  7. мячом, плачем, ландышем, шалашом, птицей
  8. панцирь, цирк, циновка, цыпленок, циркуль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий