Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

пятница, 13 января 2012 г.

Глагол как знаменательная часть речи. Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль. Правописание и способы словообразования

 

МВЗ (методика взаимообмена заданиями)

Цель для учителя: Выяснить степень усвоения глагола как знаменательной части речи. Сопоставить глагол с другими значимыми частями речи, выявить его особенности.
Развитие монологической речи учащихся, формирование общеучебных навыков (формулирование вопросов по теме, построение ответа в форме сочинения- рассуждения).

Цели для учащихся: Умение отличать глагол от других частей речи. Усвоение правописания глагола, его морфология, признаков. Синтаксические функции глагола. Практическая грамотность. Развитие культуры общения.

Оборудование:

  1. Карточки с изложением теоретического и практического материала.
  2. Учебная и справочная литература.

Карточка 1

  1. Дай определение глагола как части речи. На примере любого слова докажи, что это глагол.
    Прочитай. В тексте подчеркни самостоятельные части речи как члены предложения и сокращенно надпиши какими частями речи он являются. Служебные части речи заключи в овал. Обозначь виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

                                                      Палка
    Мальчик утром ш…л (к) руч…ю.
    Палку ув..дал нич..ю.
    Был (у) палк.. мирный вид.
    Был и мальчик (не) сердит.
    Но как только взял он палку,
    Лихо заш..гал вр..валку.
    Палкой он (з,с)бивал ромашки
    Птиц пугал, гр..зил дворня..ке,
    Стукнул (по) сп..не козла…
    И все это – не со зля.
    Палка маш..т без ра..бору-
    Мальчик зат..вает ссору,
    Дразн..т, б..ет, пугает…
    Почему? И сам (не) знает.
                                                       (Н.Юркова)
  2. Какая форма глагола называется неопределенной? Каковы морфологические признаки глагола в неопределенной форме? Какая морфема указывает на неопределенную форму глагола?
    1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ет(?)ся, там счас..ливо ж..вет(?)ся. 3. С умным знат(?)ся- ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собират(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од…веает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не кл..шет(?)ся.
                                                 (пословицы)
  3. Определи какую роль выполняет неопределенная форма глагола в данных предложениях.
    Учить – ум точить. Леса учат человека понимать прекрасное. Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. Проселочным путем люблю скакать в телеге. Желание читать все крепло во мне.
  4. Придумай 2 предложения, в которых были бы глаголы:
    а) сов. в. перех. І спр.
    б) несов. в. неперех. ІІ спр.

Карточка 2

  1. Что  называется спряжением глагола? Расскажи правило и способ его применения для определения спряжения глагола.о
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
    Пословицы о дружбе
    1. Дружба – это стекло, раскол..шь – не скле..шь. 2. Друг и брат – великое дело: не скоро добуд..шь. 3. Не тот друг, кто медом маж..т, а тот, кто правду в глаза скаж..т. 4. Дерево держ..тся корнями, а человек – друзьями. 5. Друга на деньги не куп..шь. 6. Крепкую дружбу и топором не разруб..шь. 7. Одной рукой узла не завяж..шь.
    Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Почему? Проспрягай один из глаголов, разбери по составу, выдели  Без имени
  3. Сколько видов имеет глагол. Какой это морф. признак. (постоянный или непостоянный)? Из текста выпиши 5 гл. несов. в. и 1 гл. сов. в. Сделай синтаксический разбор предложения.

                                                        Алмаз                             

    Знаете ли вы ребята, какой камень считается самым драгоценным? Алмаз – родственник обыкновенного графита. Этот удивительный минерал люди знают около пяти тысяч лет, но до сих пор он привлекает к себе пристальное внимание. Десятки раз с именем этого камня употребляется слово “самый”: самый износостойкий и т.д. Поразительные свойства этого камня рождали легенды, поэтому в переводе с греческого “алмаз” означает неодолимый.
    На Руси слово “алмаз” впервые упоминается в книге Афанасия Никитина “Хождение за три моря”. Русские воины верили, что более крупный алмаз помогает победить в сражении.

    Задания: найти в тексте глаголы, определить их вид и спряжение, объяснить безударные личные окончания глаголов; найти слова с безударными гласными в корнях; составить синтаксические схемы предложений.

  4. Придумай 2 предложения, в которых глаголы характеризируются следующими признаками:
    а) несов. в. І спр. перех. изъявл. н. ед. ч., наст. вр. 3 л. , сказуемое
    б) сов. в. І спр. непер. услов. н. ед. ч. м.р.  сказуемое

Карточка 3

  1. Расскажи о переходности и непереходность глаголов. Какой это морфологический признак?
    Выпиши словосочетания с переходными, а затем с непереходными глаголами.
    а) Сквозь туман кремнистый путь блестит. (Лермонтов)
    б) От работы пила раскалилась добела.
    в) Море ловит стрелы молний и своей пучине гасит. (Горький)
    г) Белые ручки чужие труды любят. (посл.)
    д)Напишешь пером, не вырубишь топором. (посл.)
    е) Без букв и грамматики не учатся и математике. (посл.)
    ж) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (посл.)
  2. Расскажи о изъявительном наклонении глагола. Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? Выпиши глаголы в изъявительном наклонении, укажи их непостоянные признаки.
    Весна вступала в свои права. Сильнее грело солнышко, все чаще веял теплый ветерок.
    Весь день слышится  журчание ручейков. Из земли уже высовываются цветы мать- и- мачехи. Скворцы располагаются в своих прошлогодних скворечниках. Почки готовы раскрыться. Над полями клубится туман, и только в оврагах снег еще не растаял.
    Все радуются весне. Готовьтесь снять теплые пальто. Выберите свободный денек и съездите за город. Не пожалеете!
  3. Расскажи о правописании гласных в суффиксах глаголов.
  4. Разбери глаголы по составу.
    втаскивает, присмотритесь, ударьте, защищают, разуть, ушла, разъехаться.

Карточка 4

  1. Расскажи об условном и повелительном наклонениях глагола (значение, образование, изменение).
    Распределите данные предложения по трем группам:
    1) с глаголами условного наклонения;
    2) с глаголами изъявительного наклонения;
    3) с глаголами повелительного наклонения

    а) Вы отроки–други, возьмите коня. (Пушкин)
    б) Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. (Пушкин)
    в) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. (Грибоедов)
    г) Труд кормит, а лень портит. (посл.)

    Глаголы, данные в скобках, употребить в повелительном наклонении в форме мн. числа.
    Первые заморозки ск..вали броней ст..ячие воды озер и прудов. Но (приглядеться) вн..мательно. Все живое зат..илось в тревожном ожидании… (Сесть), не (прятаться), (представить), здесь недавно бежал в..селый и полноводный ручей. (Смотреть), один солнечный луч..к попадает на ледя(н, нн)ую крышу и там вспыхивают бесчисле(н, нн)ые хрустальные св..тильники. Это обледенелые тр..винки покачиваются под водой, разбрызгивают алмазные искорки. (по Б. Тимофееву)
  2. Перечисли способы образования глаголов. Приводи примеры.
  3. Сделай синтактический разбор предложения.
    В яркий солнечный день тысячи муравьев к..п..шат(?)ся что(то) делают куда (то) торопя(?)ся.
  4. Сделай морфологический разбор глаголов.
    а)Ребята! Не разоряйте муравейников.
    б) Муравьи хорошо знают свой дом.
    в) Ели бы  муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьев от чужих.


     

Комментариев нет:

Отправить комментарий