Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

понедельник, 16 января 2012 г.

Повторение изученного материала по имени прилагательное в 5 классе. Орфология падежных окончаний имен прилагательных. Неупотребление ь в кратких прилагательных.

Методика взаимообмена заданиями

Цели: Систематизация и закрепление знаний учащихся, получены в 5 классе.
Развитие монологической речи учащихся на лингвистическую тему. Формирование общеучебных навыков умение составлять таблицы, работать с учебной литературой. Развитие культуры общения.

Оборудование урока.

1. Блок карточек (5 карточек с цветовыми сигналами. Каждая карточка состоит из 2-х частей
а) теоретический вопрос
б) практическая часть
2. Тест
3. Дидактический материал
4. Учебник
5. Контрольный лист учителя и учащихся.

Организация работы

Каждый ученик получает карточку определенного цвета и самостоятельно выполняет 1 и 2 часть карточки. (учитель помогает, если учащихся не справляются)

●→●→●→●→ тест
А         Б         С       Д        Е

Ученик А, выполнив карточку, находит ученика Б. Объясняет теорию. Ученик Б поступает аналогично, затем выполняет практическую часть: (А → Б    Б→А) проверяют ставят оценки за карточки А и Б. (пара распадается)
Ученик А переходит к партнеру С.

1) А → С    \
                    один и тот же
2) Б → С    /

1) А ↔ Б       С ↔ Д
2) А → С       Б → Д
3) А → Д       С → Б
4) А → Е1     Б → Е2     С → Е3   Д → Е4
5) Б → Е1     А → Е2     С → Е4   Д → Е3
6) А → Е3    Б → Е4      С → Е2   Д → Е1
7) А → Е4    Б → Е3      С → Е1   Д → Е2

Карточка 1

1. Теоретический вопрос

Расскажи о сравнительной степени прилагательного
а) определение сравнительной степени
б) формы сравнительной степени
в) способы образования сравнительной степени
г) грамматические признаки прилагательных в сравнительной степени
д) синтаксическая роль прилагательных в сравнительной степени.

2. Практическая часть

а) из данного текста выпиши качественные прилагательные и образуй сравнительную степень.
Кругом раскинулась прекрасная степь. В стороне синели могучие верхушки дальнего леса. Сквозь высокие стебли травы виднелись степные цветы. Воздух был наполнен птичьим свистом.

б) определи каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени. Определи грамматические признаки прилагательное в сравнительной степени.
1. Андрей был изобретательнее своего брата.
2. Характер Остапа был более сильный и мужественный.
3. Андрей имел чувства более живые и как – то более развитые.
в) Разбери по составу: удивительный, удивительней, удивление, удивил.

Карточка 2

1. Теоретический вопрос

Расскажи о превосходной степени прилагательного:
а) определение превосходной степени
б) формы превосходной степени
в) способы образования
г) грамматические признаки
д) синтаксическая роль

2. Практическая часть

а) из данного текста выпиши качественные прилагательные и образуй превосходную степень
И опричник молодой застонал слегка… Повалился он на холодный снег, будто сосенка во сером бору… И увидев то, царь Иван Васильевич… нахмурил брови черные.
б) определи, каким членом предложения являются прилагательные в превосходной степени. Расставь знаки препинания.
Утром росса была так сильна что с придорожных кустов сыпались гроздья тончайших водяных брызг.
Когда жара начинает спадать а воздух сделается тихим и нежным наступает самое хорошее время года.
в) с каждым прилагательным составь словосочетание, учитывая значение слов.
старый – старинный
лобный – лобовой
тяжелый – тяжкий

Карточка 3

1. Теоритический вопрос

Расскажи о разрядах прилагательных. Дай определении прилагательного каждого разряда.

2. Практическая часть

а) Спиши текст, расставь знаки препинания, вставь пропущенные буквы, укажи разряда прилагательных.
Им пр..градила целая т..лпа музыкантов всередине к..торых отплясывал м..лодой запорожец. Около него били серебряными подковами деревянный настил старые казаки. Казач..и шапки были отброшены в сторону и земля глухо гудела от звонких подков сапогов.
б) укажите разряд прилагательных, составьте словосочетание с этим же прилагательным что бы оно относилось к другому разряду.
медвежья шуба -
золотые кудри-
острый язык -
каменное здание -
в) сделай морфологический разбор имени прилагательного
Теперь душистей3 лес, пышнее тень ночная3.

Карточка 4

1. Теоретический вопрос
Расскажи о притяжательных прилагательный.
а) значение притяжательных прилагательных
б) суффиксы притяжательных прилагательных
в) особенности склонения

2. Практическая часть
а) определи тип склонения прилагательных
дальний, голубой, заячий, сестрин, отцов, куцый, волчья
б) выпиши притяжательные прилагательные
лиственный, уральский, полосатый, гусиный, стекольный, воробьиный, сентябрьский, верблюжий, волосатый, звонкий.
в) составь предложения, употребив в них в форме творительного падежа фамилию Ломоносов и географическое название Ломоносов (город)

Карточка 5

1. Теоретический вопрос
Расскажи о правописание мягкого знака в существительных и глаголах. Употребляется ли мягкий знак в кратких формах прилагательных?
(У кратких прилагательных с основой на шипящую, мягкий знак на конце не пишется. Напр. могуч.)
(Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам. В предложении краткое прилагательное является сказуемым.)
2. Практическая часть
а) составь таблицу на правописания мягкого знака в различных частях речи.
б) замени в данных словосочетаниях полные прилагательные краткими и определи графически его синтаксическую роль.
тощий щенок -
могучий орел -
похожий портрет -
пахучий цветок -
колючий шиповник -
горячий чай –
хороший обед -
жгучий мороз -

Тест

  1. Имя прилагательное обозначает
    а) предмет
    б) признак другого признака
    в) действие предмета
    г) признак предмета
  2. Имя прилагательное выражает следующие грамматические значения
    а) изменяется по лицам и числам
    б) изменяется по числам и падежам
    в) изменяется по родам, числам, падежам
  3. Найди словосочетание, грамматическое значение которого “предмет и его признак”
    а) далеко живет
    б) шумные воды
    в) очень интересно
    г) видишь знакомую
  4. Какое слово является прилагательным? Составь с ним словосочетание
    а) бег
    б) бегать
    в) беглый
    г) бегство
  5. Каким членом предложения будет являться прилагательное?
    1. Большое видится на расстоянье. а) дополнение
    2. В снежном лесу все тихо давно. б) подлежащее
    3. Смешное неизменно соседствует с грустным в) сказуемое
    4. Черемуха из ягод черна. г) определение
  6. Допиши окончания прилагательных
    Доближайш.. станции, к молод.. дубу, под зелен.. крышей, от ласков.. лучей, к син.. туче, дальн.. дорогой, весенн.. днем.
  7. Запиши словосочетание. Графически объясни написание окончаний.
    на свеж.. воздухе, в больш.. дремуч.. лесу, по горяч.. следу, в чуж.. доме, с хорош.. песней, в калюч.. кустарнике
  8. Образуй краткую форму прилагательных с основой на шипящую
    пригожий -
    могучий -
    жгучий -
    свежий -
    хороший -
  9. Укажи морфологические признаки прилагательного.
    Высок над нами полог синий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий