Цели урока: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме. Углубить знания учащихся об обособлении, условиях обособления второстепенных членов предложения, особенностях строения предложений с обособленными членами, выработать пунктуационный навык. Научить пользоваться данными конструкциями в речи. Закрепить навык синтаксического разбора простого и сложных предложений. Показать красоту языка Пушкина и его умение пользоваться конструкциями с обособленными членами. Продолжить работу по лингвистическому анализу текста.
Цели для учащихся:
• научиться определять условия обособления второстепенных членов
• научиться обобщать изученный материал
• закрепить пунктуационные навыки
• закрепить навык синтаксического разбора простого и сложного предложений
• научиться отличать согласованные, несогласованные обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства
• научиться использовать конструкции с обособленными членами в речи
• научиться лингвистическому анализу текста.
Учащиеся должны знать:
• условия обособления второстепенных членов предложения
• правила постановки знаков препинания
• разницу между согласованными, несогласованными определениями, приложениями
• языковые уровни, по которым проводится лингвистический анализ текста
• содержание программного художественного произведения
• порядок синтаксического разбора и отличительные признаки разбора простого и сложных предложений.
Учащиеся должны уметь:
• различать обособленные и необособленные члены предложения
• различать согласованные, несогласованные определения, приложения
• находить определяемые слова и обособленные члены предложения
• правильно расставлять знаки препинания
• использовать обособленные члены предложения в речи
• производить лингвистический анализ текста
• производить синтаксический разбор простых и сложных предложений
• различать обособленные обстоятельства и наречия
Формируемая область понимания:
• целостное представление об обособленных членах предложения
• закрепление и развитие общеучебных навыков, связанных с условиями обособления второстепенных членов предложения
• целостное представление о лингвистическом анализе текста
• воспитание на материале темы.
Тип урока: Обобщение, закрепление и систематизация знаний.
Виды контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
УЭ-1 Цель: Закрепить понятие об обособлении и условиях обособления второстепенных членов предложения.
Помни!
Обособлением называется смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Обособленные члены содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они приобретают больший синтаксический вес и стилистическую выразительность в предложении.
Обособленные члены не образуют словосочетаний с определяемыми словами. Между ними существуют полупредикативные отношения, поэтому обособленные члены по смысловой нагрузке приближаются к придаточным предложениям.
Обособляются только второстепенные члены предложения, так как н и М служат для выражения основного значения и связь между ними предикативная.
Условия обособления.
1. Порядок слов
2. Степень распространённости
3. Смысловая нагрузка второстепенного члена (атрибутивное + обстоят. Значение)
4. Отрыв второстепенного члена от другого члена предложения
5. Соседство других обособленных членов предложения
6. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (личное местоимение и определение или приложение)
7. Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому
В данном тексте найди обособленные члены, расставь знаки препинания, укажи условия обособления (графически). Устно докажи своё решение. Обрати внимание на объём обособляемой группы, на значение и место её в предложении, а также на морфологическую природу того слова, к которому относится обособленный член.
Чуть отрок, Ольгою пленённый/,
Сердечных мук ещё не знав/
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав;...
В глуши под тению смиренной.
Невинной прелести полна.
Она цвела, как ландыш потаённый, Незнаемый в траве глухой ни мотыльками ни пчелой.
Соответствует ли значение слова отрок у Пушкина тому значению, которое дано в Толковом словаре Ожегова: отрок - мальчик -подросток в возрасте от 7 до 15 лет.
К какому пласту лексики оно относится, можно ли подобрать к нему синоним?
Проверь знаки по ключу. Контроль учителя. Самоконтроль.
УЭ - 2 Цель: Осознать условия обособления согласованных определений. Проверить умение обобщать изученный материал.
Опираясь на данные примеры, составь графическую таблицу обособления согласованных определений. Расставь знаки препинания. Дай полный монологический ответ на заданную тему, используя данные примеры.
С душою полной сожалений и опершися
1. на гранит, стоял задумчиво Евгений.
2. Ни шум веселий, ни науки, души не изменили в нём, согретой девственным огнём.
3. Но, шумом бала утомлённый, спокойно, спит в тени блаженной забав и роскоши дитя.
4. И снова, преданный безделью, томясь душевной пустотой, уселся он - с похвальной целью себе присвоить ум чужой.
5. Разлитый Ольгиной рукой по чашкам тёмною струёю, уже душистый чай бежал.
6. Один, в расчёты погружённый, тупым кием вооружённый, на бильярде в два шара играет с самого утра.
7. Он, скукой вновь гоним, близ Ольги в думу погрузился, довольный мщением своим.
8. В тех романах современный человек изображён довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой.
К какой части речи относится слово гоним? (предлож. 7.). Чем отличается его употребление в языке Пушкина от современного русс. языка?
Графическая схема обособления | Номер предложения |
Проверь себя по ключу. Контроль учителя.
Помни! Согласованное определение согласуется с определяемым словом в падеже и числе, а в ед. ч. Также в роде. Оно выражается прилагательным, местоимением (притяж., указ., соотносительным, неопределённым, определит., то есть те, которые изменяются по р. ч. п.),порядковым числительным, причастием.
Помни! Несогласованные определения - определения, выраженные косв. Падежом сущ. с предлогами.
Способы обособления несогласованных определений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий