Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

среда, 19 сентября 2012 г.

“Обособленные члены предложения” часть 1

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме. Углубить знания учащихся об обособлении, условиях обособления второстепенных членов предложения, особенностях строения предложений с обособленными членами, выработать пунктуационный навык. Научить пользоваться данными конструкциями в речи. Закрепить навык синтаксического разбора простого и сложных предложений. Показать красоту языка Пушкина и его умение пользоваться конструкциями с обособленными членами. Продолжить работу по лингвистическому анализу текста.

Цели для учащихся:

• научиться определять условия обособления второстепенных членов
• научиться обобщать изученный материал
• закрепить пунктуационные навыки
• закрепить навык синтаксического разбора простого и сложного предложений
• научиться отличать согласованные, несогласованные обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства
• научиться использовать конструкции с обособленными членами в речи
• научиться лингвистическому анализу текста.

Учащиеся должны знать:

• условия обособления второстепенных членов предложения
• правила постановки знаков препинания
• разницу между согласованными, несогласованными определениями, приложениями
• языковые уровни, по которым проводится лингвистический анализ текста
• содержание программного художественного произведения
• порядок синтаксического разбора и отличительные признаки разбора простого и сложных предложений.

Учащиеся должны уметь:

• различать обособленные и необособленные члены предложения
• различать согласованные, несогласованные определения, приложения
• находить определяемые слова и обособленные члены предложения
• правильно расставлять знаки препинания
• использовать обособленные члены предложения в речи
• производить лингвистический анализ текста
• производить синтаксический разбор простых и сложных предложений
• различать обособленные обстоятельства и наречия

Формируемая область понимания:

• целостное представление об обособленных членах предложения
• закрепление и развитие общеучебных навыков, связанных с условиями обособления второстепенных членов предложения
• целостное представление о лингвистическом анализе текста
• воспитание на материале темы.

Тип урока: Обобщение, закрепление и систематизация знаний.
Виды контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

УЭ-1 Цель: Закрепить понятие об обособлении и условиях обособления второстепенных членов предложения.

Помни!

Обособлением называется смысловое и интонационное выделе­ние второстепенных членов с целью придать им некоторую само­стоятельность в предложении. Обособленные члены содержат эле­мент добавочного сообщения, благодаря чему они приобретают больший синтаксический вес и стилистическую выразительность в предложении.

Обособленные члены не образуют словосочетаний с опреде­ляемыми словами. Между ними существуют полупредикативные от­ношения, поэтому обособленные члены по смысловой нагрузке при­ближаются к придаточным предложениям.

Обособляются только второстепенные члены предложения, так как н и М служат для выражения основного значения и связь между ними предикативная.

Условия обособления.

1. Порядок слов

2. Степень распространённости

3. Смысловая нагрузка второстепенного члена (атрибутивное + об­стоят. Значение)

4. Отрыв второстепенного члена от другого члена предложения

5. Соседство других обособленных членов предложения

6. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (лич­ное местоимение и определение или приложение)

7. Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому

В данном тексте найди обособленные члены, расставь знаки препинания, укажи условия обособления (графически). Устно дока­жи своё решение. Обрати внимание на объём обособляемой группы, на значение и место её в предложении, а также на морфологическую природу того слова, к которому относится обособленный член.

Чуть отрок, Ольгою пленённый/,

Сердечных мук ещё не знав/

Он был свидетель умилённый

Её младенческих забав;...

В глуши под тению смиренной.

Невинной прелести полна.

Она цвела, как ландыш потаённый, Незнаемый в траве глухой ни мотыльками ни пчелой.

Соответствует ли значение слова отрок у Пушкина тому значе­нию, которое дано в Толковом словаре Ожегова: отрок - мальчик -подросток в возрасте от 7 до 15 лет.

К какому пласту лексики оно относится, можно ли подобрать к нему синоним?

Проверь знаки по ключу. Контроль учителя. Самоконтроль.

УЭ - 2 Цель: Осознать условия обособления согласованных определений. Проверить умение обобщать изученный материал.

Опираясь на данные примеры, составь графическую таблицу обособления согласованных определений. Расставь знаки препина­ния. Дай полный монологический ответ на заданную тему, используя данные примеры.

С душою полной сожалений и опершися

1. на гранит, стоял задумчиво Евгений.

2. Ни шум веселий, ни науки, души не изменили в нём, согретой девст­венным огнём.

3. Но, шумом бала утомлённый, спокойно, спит в тени блаженной за­бав и роскоши дитя.

4. И снова, преданный безделью, томясь душевной пустотой, уселся он - с похвальной целью себе присвоить ум чужой.

5. Разлитый Ольгиной рукой по чашкам тёмною струёю, уже души­стый чай бежал.

6. Один, в расчёты погружённый, тупым кием вооружённый, на биль­ярде в два шара играет с самого утра.

7. Он, скукой вновь гоним, близ Ольги в думу погрузился, довольный мщением своим.

8. В тех романах современный человек изображён довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой.

К какой части речи относится слово гоним? (предлож. 7.). Чем отлича­ется его употребление в языке Пушкина от современного русс. язы­ка?

Графическая схема обособления

Номер предло­жения

Проверь себя по ключу. Контроль учителя.

Помни! Согласованное определение согласуется с определяемым словом в падеже и числе, а в ед. ч. Также в роде. Оно выражается прилагательным, местоимением (притяж., указ., соотносительным, неопределённым, определит., то есть те, которые изменяются по р. ч. п.),порядковым числительным, причастием.

Помни! Несогласованные определения - определения, выраженные косв. Па­дежом сущ. с предлогами.

Способы обособления несогласованных определений.

image

Комментариев нет:

Отправить комментарий