Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

вторник, 11 сентября 2012 г.

Урок на тему «Роль предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого « После бала»

Цели урока:

1) Показать, как используются конструкции с однородными членами в рассказе.
2) Осмыслить идею произведения через его язык
3) Развивать творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. Чтение стихотворения А.Фета «ЭТО УТРО, РАДОСТЬ ЭТА»

*Какова синтаксическая конструкция данного текста? image
*Что автор сумел выразить при помощи ее?( поэт рисует полную картину весны: оживающую природу и движения человеческой души).

2. Рассмотрим аналогичные конструкции в рассказе Толстого.

А)Запишите предложения. Что их объединяет? Выделите графически однородные члены, расставьте знаки препинания.

Были мы просто молоды ,учились и веселились.

Высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг залы.
Дергаясь всем телом и шлепая ногами по талому снегу, наказываемый подвигался ко мне.

Б)Чем отличаются определения в данных предложениях?

Прелестные карие глаза светились счастьем. Ласковая, веселая улыбка ее была хороша.
Вспомним, какие члены предложения называются однородными?

3. Исследовательская работа.

1)Лингвистический комментарий.

Объяснение непонятных слов

Дагерротипный портрет – фотография названа по имени изобретателя, французского художника и физика Дагерра.
Плюсовое платье- темно- коричневое.
Фероньерка- налобное украшение с камнем.
Камергер – придворный чин старшего ранга.
Опойковые сапоги- сапоги из шкуры теленка, вспоенного молоком, мягкие.
Бронзовые одежды- речь идет о защите чести женщины.

*В каких эпизодах наиболее часто Толстой употребляет конструкции с однородными членами?

А)портретная характеристика Вареньки и ее отца.
Б)описание мазурки
В)сцена наказания
Г) душевное состояние Ивана Васильевича

*Какова их роль в каждом эпизоде?(создают полную картину,позволяют точно описать героев, передать все детали).

2.Коллективная работа

- Проследим роль экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах

А) Допишите предложение ,в котором дается портрет Вареньки

Оно была прелестна: высокая, стройная. Грациозная и величественная.

-Начертить схему, тип сказуемого. image

-Найдите и прочтите портрет Вареньки на балу.

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Я видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся лицо и ласковые , милые глаза.

-Какие ряды однородных членов встречаются в этом эпизоде?(дополнения, определения)

-Какие определения преобладают в тексте (передающие цвет)

-Как называется такой прием?( цветопись)

В рассказе встречаются 4 вида определений: белый, розовый-1часть, черный, красный -2 часть. 1 часть- мажорная.

Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости. С помощью этого определения писатель подчеркивает ощущение праздника, передает душевное состояние рассказчика. В этой же цветовой гамме выдержан и портрет отца.

-Найдите портрет отца.

Лицо у него было очень румяное с белыми подвижными усами, с белыми же , подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками. Та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.

При характеристике Вареньки и ее отца Толстой использует однородные определения дополнения и обстоятельства.

Держалась она всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову.

Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными , стройными ногами.

Отца и дочь автор объединяет одной фразой: И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве.

ВЫВОД .Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает для портретных характеристик предложения с однородными членами .Причем, использует оценочные определения, которые передают не только внешние черты, но и качества характера( милое, молодое существо).

-Однородные члены передают душевное состояние рассказчика.

Только взглядом я мог выразить весь свой восторг и благодарность .Я был весел и доволен, счастлив и блажен… Я был какое-то неземное существо , не знающее зла и способное на одно добро.

-Обозначьте графически, как объединены однородные члены.

1. image

2. image

3. image

- Как еще Толстой передает душевное состояние рассказчика?( через музыку: веселая кадриль , нежный, плавный вальс, задорная музыка польки, изящная мазурка создают радостное настроение).

- Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? (предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом „и”)

Я танцевал и кадрили и вальсе и польки. Я любил и хозяйку, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже... инженера Анисимова.

*Как вы думаете, зачем союз и при однородных членах повторяется? (Мысль выражается более эмоционально.)

* Лингвистический эксперимент

Перестройте эти предложения по схеме О, О, О

*Что меняется? (предложения становятся нейтральными)

Прочитаем, как с помощью слов Толстой описывает мазурку.

*Какие конструкции здесь преобладают?

( с „ однородное сказуемое”, с „ однородные обстоятельства”)

Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, передается движение.)

Выпишите первое предложение, сделайте эго синтаксический разбор.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грустная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, с/с)

1) Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, осложнено обособленном обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и однородными сказуемыми).

2) Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, осложнено однородным определением однородным обстоятельством).

*А еще в каком эпизоде преобладают конструкции с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами? Почему? (В сцене наказания татарина, т.к. в основе сцены действия.)

* Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства.
І вар. „мазурка”; ІІ вар. „наказание” – по какому принципу построены эти два эпизода? (контраст, антитеза)

* А в чем еще проявляется контраст в рассказе? (в цвете, в музыке)

*Найдите предложения с однородными членами, передающими этот контраст.

Лев Николаевич Толстой использует прием контраста, показывая изменения в душе рассказчика, попавшего после бала на экзекуцию.

*Что стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича?

Любовь так и сошла на нет. Мне становилось как- то неловко и неприятно.

Когда мы испытываем такие чувства? (когда становимся свидетелями чего- то безнравственного)

*Что несовместимо с нравственностью? (жестокость)

Вывод: Погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как работают предложения с однородными членами, помогая писателю и в создания яркого портрета, и в образных характеристики действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.

Домашнее задание: Напишите сочинение – эссе отталкиваясь от высказывания Толстого: „Жестокость, которая приводит к гибели любви, является один из самых тяжких человеческих пороков.”

Комментариев нет:

Отправить комментарий