Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

среда, 19 сентября 2012 г.

“Обособленные члены предложения” часть 3

УЭ - 5 Цель: Вспомнить условия обособления обстоятельств и способы их выражения.

Составь схемы данных предложений. Объясни условия обособления обстоятельств и способы их выражения. Расставь знаки препинания.

Татьяна в тишине лесов одна с опасной книгой бродит..., вздыхает и, себе присвоя чужой восторг, чужую грусть» в забвенье шепчет наизусть письмо для милого героя.
Прямо перед ней блистая взорами, Евгений стоит подобно грозной тени, и, как огнем обожжена, остановилася она.
Но, девы томной заметя трепетный порыв и с досады взоры опустив, надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить.
Заметив что Владимир скрылся,Онегин,скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился довольный мщением своим.
В любви считаясь инвалидом Онегин слушал с важным видом как сердца исповедь любя^поэт высказывал себя.
Проверь себя по ключу.

Какой частью речи являются выделенные слова в данных предложениях? Какова их синтаксическая функция? Расставь знаки препинания.

Татьяна любит не шутя и предается безусловно любви как милое дитя.

Все чувства в Ленском потупились и молча он повесил нос.

Контроль учителя.

УЭ -6 Цель: Совершенствовать навыки по лингвистическому анализу текста.

Проанализируй данный отрывок на языковых уровнях (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный).

Контроль учителя.

Меж гор, лежащих полукругом, Пойдем туда, где ручеек» виясь, бежит зеленым лугом к реке сквозь липовый лесок.

Там соловей, весны любовник, всю ночь поет; цветет шиповник, И слышен говор ключевой, -Там виден камень гробовой в тени двух сосен устарелых. Пришельцу надпись говорит; «Владимир Ленский здесь лежит, погибший рано смертью смелых, в такой-то год, таких-то лет. Покойся, юноша-поэт!»

УЭ - 7 Цель: Закрепить порядок синтаксического разбора. Знать отличительные признаки синтаксического разбора простого и сложного предложений.

Произведи синтаксический разбор данных предложений. Составь схемы. Расставь знаки препинания.

Одну Россию в мире видя, преследуя свой идеал, хромой Тургенев им внимал и, плети рабства ненавидя, предвидел в сей толпе дворян освободителей крестьян.

Дитя расчета и отваги, идет купец взглянуть на флаги, проведать
шлют ли небеса ему знакомы паруса.

Они над шахматной доской, на стол облокотясь, порой сидят, задумавшись глубоко, и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.

Контроль учителя.

УЭ - 8 Цель: Обобщить знания по теме. Закрепить пунктуационный навык.

В данном тексте вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.

Солнце нашей поэзии закатилось эти слова произнесе..ые В.Ф. Одоевским прозвучали как тяжкий вздох всей России в дни прощания с Пушкиным. Е.А. Карамзина вдова т..лантливого историка обращаясь к сыну писала что «закатилась звезда светлая Россия потеряла Пушкина». Любившая его как сына^она пишет не о своей потер... Россия потеряла. Глубочайшее чувство потер до сих пор (не)исчезло. Оно возникает снов.. и снов.. когда мы думаем о Пушкине предст..вляя и вспоминая его жизнь творения гибель. Ю(н)(нн)ая Анна Ахматова зам..рая перед (царско)сельской статуей воспетой Пушкиным (в)последстви... стала не только замечательным поэтом но и пушкинист..м. Как (ни)кто другой умела она найти в (П)(п)ушкинском тексте потае(нн)(н)ый и не сразу бросающийся в глаза смысл. Ее суждения глубокие и объективные (как)будто стремились убереч... и защитить поэта от его светских знакомых от ложных друзей от равнодушия и (не)понимания. Часто волну...мый мелочами жизни Пушкин мог увлекат...ся или укл...нят...ся от цели которую имел всегда (в)виду и к которой постоя(н/нн)о возвращался после заблуждений. Цель эта творческий труд. Труд как святыня дающая бодрость и во(с)(сс)танавливающая силы. Его поэзия (не)старея всегда сохраняя юношескую силу и энергию вселяла в души людей веру и надежду помогала определить свое место в жизн...Громаден и (не)повторим художественный мир созда(нХнн)ый Пушкиным. Поэт вводит в него нас .отдавая и богатство своего щедрого сердцами опыт души. горевший высокой страстью. Открывая тайну поэтического восприятия жизни он увлекает к добру и прекрасному на земле.

Взаимоконтроль. Проверь себя по ключу

УЭ - 9 Цель: Проверить усвоение материала.

Teсm:

1. Какое из приведенных понятий объясняет термин «обособленный член предложения»?

а) Члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.
б) Выделенные по смыслу и интонационно второстепенные члены предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами.
в) Члены предложения, содержащие дополнительные сообщения, попутные сведения.

2. Какие члены предложения могут обособляться?

а) Только главные члены предложения.
б) Только второстепенные члены предложения.
в) Любой член предложения.

3. Какие отношения возникают между обособленными членами и определяемыми словами?

а) Сочинительные.
б) Подчинительные.
в) Предикативные.
г) Полупредикативные.

4. Укажите условия обособления подчеркнутого члена предложения. Блистательная и полувоздушная, она быстрой ножкой ножку бьет.

а) Уточняющий или поясняющий характер одного члена по отношению к другому.

б) Степень распространенности члена предложения.

в) Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов.

г) Слабая синтаксическая связь с управляемым словом.

5. Укажите дополнительное обстоятельственное значение обособленного согласованного определения:

Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный...

а) Временное.
(б) Причинное.
в) Уступительное.
г) Условное.

6. Укажите условие обособления несогласованного определения: Приехал и мой брат Буянов, в пуху, в картузе с козырьком.

а) Имеет уточняющий характер.
б) Относится к личному местоимению.
в) Обособляется во избежание неверного толкования смысла.

7. Почему в данном предложении обстоятельство, выраженное деепричастием, не обособляется?

Спешу к вам голову сломя.

(а) Деепричастие переходит в наречие.
б) Деепричастный оборот является фразеологизмом.
в) Обстоятельство вместе со сказуемым образует смысловой центр высказывания.

8. Укажите условие обособления приложения:

И хлебник, немец аккуратный, не раз уже отворял нам дверь.

а) Распространенное приложение относится к нарицательному

существительному.
б) Приложение имеет обстоятельственное значение.
в) Приложение относится к слову, оторванному от него другими членами.

9. Укажите предложение с обособленным приложением.

а) Татьяна, по совету няни сбираюсь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть.
б) Задумчивость, ее подруга от самых колыбельных дней, теченье сельского досуга мечтами украшала ей.
в) Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас.

10. Укажите предложение с обособленным согласованным определением.

а) Наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет.
б) На красных лапках гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед.
в) Шумит, клубит волной своей кипучий, темный и седой поток, не скованный зимой.

11. Укажи предложения, где знаки расставлены неверно.

а) Онегин, взорами сверкая, из-за стола гремя встает.
б) Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный.
в) Онегин, скользя небрежно, с Ольгою пошел и наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал.

Ключи к уроку

УЭ- 1 Чуть отрок, Ольгою пленённый,

Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умилённый её младенческих забав;...
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна.
Она цвела, как ландыш потаённый,
Незнаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой.

image

УЭ- 2

С душою, полной сожалений, опершися

1. на гранит, стоял задумчиво Евгений.

2. Ни шум веселий, ни науки души не изменили в нём, согретой девст­венным огнём.

3. Но, шумом бала утомлённый, спокойно спит в тени блаженной за­бав и роскоши дитя.

4. И снова, преданный безделью, томясь душевной пустотой, уселся он - с похвальной целью себе присвоить ум чужой.

5. Разлитый Ольгиной рукой, по чашкам тёмною струёю уже души­стый чай бежал.

6. Один, в расчёты погружённый, тупым кием вооружённый, на биль­ярде в два шара играет с самого утра.

7. Он, скукой вновь гоним, близ Ольги в думу погрузился, довольный мщением своим.

8. В тех романах современный человек изображён довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой.

image

УЭ- 9 Тест

1 б)
2 б)
3 г)
4 г)
5 б)
6 а)
7 б)
8 а)
9 б)
10 в)
11 в)

Комментариев нет:

Отправить комментарий