1. Р а б о т а с карточками дом. задания.
Читаем карточки, относящиеся к различным худ. стилям. Доказываем принадлежность текста к данному стилю.
Посмотрим правде в глаза. Угроза, к сожалению, вполне реальна. Например, если в грядущем веке действительно потеплеет, то есть сработает парниковый эффект вызванный увеличением промышленных выбросов в атмосферу углекислого газа, значительная часть суши окажется под водой из-за интенсивного таяния льдов на полюсах» Вместо того, чтобы защищать атмосферу, мы построили дамбы, уже сознавая, что это сооружение только обострит экологическую ситуацию в нашей стране. Не лучше ли было использовать средства, затраченные на дорогостоящий проект для строительства очистных сооружений? Но разве только Санкт Петербург, Киев и другие города, вызывающие тревогу. Не завидна участь Москвы, задыхающейся от выхлопных газов, да и Подмосковья, отравленного ядохимикатами. Давно пора сбавлять обороты тех скоростей, с которыми мы продолжаем нестись к экологической пропасти»
Ученики меняются своими карточками, указывают тип односоставных предложений. Составляют графические схемы.
2 . Устно приводят примеры из стихотв. представл. собой односост. опред.- личн. предложения.
Пора, красавица, проснись: открой сомкнуть! негой взоры
Глядишь в забытые ворота на черный отдаленный путь,...
Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмешь...коня...
Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье...
3. Анализ текста на доске /повторы явл. средством создания большой напряженности, речевым недочетом/
Рассказать о друге очень трудно! Помогите же мне! Помогите, сиреневые вершины гор! Помогите, шуршащие осенние травы! Помоги,дорога,извилистая как река! Помоги, горькая, морская вода! Помогите, мои краски и мои слова -ведь я говорю о друге!
/обратить внимание на словa: помогите, храните, скажите/. Куда входит морфема и в основу и в окончание?/
Теоретические сведения об односоставных предложениях, их особенности. Опред. личн. предл.
Как называются предложения, действия которых относится к обобщенному лицу? /устный ответ/
Дружба- это стекло: раско...шь- нескле...шь
Друга на деньги не куп...шь
Крепкую дружбу и топором не разруб...шь
В поэтической речи,в публиц. стиле авторское Я передается посредством обобщ.- личн. конструкций, здесь присутствует обобщение с субъективным значением. / ск. 2 л., ед. ч. изъявит. накл., пов. накл./
В часы дорожные ночные
Вглядишься – глаз не отвести,
Как млечный путь, огни земные
Вдаль моего текут пути.
Запись текста в тетрадь, указать тип односоставного предложения, составь схемы.
Удивительна красив русский язык! Его плавную музыкальность особенно чувствуешь, когда читаешь прозу классиков. Они умели соединять бездну смысла с лаконизмом слова, когда действительно мыслям было просторно, а словам тесно. Раньше говорили, учиться русскому языку надо в Москве, в Малом театре. То была русская речь, которую сейчас, пожалуй, не встретишь.
К какому типу относится предложение: Раньше говорили...?
В чем разница между непр.- личн. и обобщ- личн. предл. ?
Задание по трем уровням
а/Выписать непр- личн. предл.
б/ Объяснить знаки препинания
в/Составить схемы предл.
Из бревен, уцелевших от пожара, на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее тесом и поселили в ней садовника.
На склоне неглубокого оврага виднелась, извиваясь змейкой, узенькая тропинка.
В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле.
Сквозь окошка видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин»
Неопределенность подлежащего сближает непр.- личн. предложение с безличным. А в чем разница?
ПЕРЕСТРОЙТЕ двухсоставное предложение в односоставное безличное.
С каждым днем рассвет наступает все раньше. По утрам еще бывает мороз. Но днем вдруг так и пахнет ветер. В выходной день никто не хочет сидеть в комнате. Люди тянутся в парк, загород, ближе к природе. Все веселы, радостны.
ЗАМЕНИТЕ выделенные слова простым односост. предл., употребив союз И.
ЗАПИШИТЕ полученные предложения, расставить знаки препинания.
На рассвете мы двинулись в путь.
С наступлением осени тихо, безлюдно стало в маленькой деревушке. В прозрачном воздухе очертания далеких гор выступали отчетливо и резко
ОПРЕДЕЛИТЕ, какие предложения будут двухсоставные, а какие односоставные. Определите их тип.
Встречать тебя мне приятно.
Теперь уже поздно противиться судьбе.
Теперь мне ехать приятно и прохладно.
Мне необходимо месяца два провести в уединении.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
В сухом и чистом воздухе пахнет разнотравьем: полынью, ромашкой, клевером и гречихой.
Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Снегами с севера дохнуло, и тихое мое село лихим бураном захлестнуло, дома по брови занесло.
Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, уходивших с фабрики.
Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
3АПИШИТЕ предложение. Какой схеме оно соответствует? По вариантам.
Но нельзя было остановить коня, и, пригнувшись к его шее, Павел слушал, как в ушах свистит ветер.
Старый сад всю ночь гудел угрюмо, дождь шумел, и, словно капли слез, падал он в холодный снег на землю, с голых сучьев стонущих берез,/на доске начерчены различные схемы предложений/
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Москва- это мозг и сердце нашей великой Родины. Недаром говорят: „М о с к в а - всему свету голова” Начнем свое путешествие с Красной площади, где находятся святыни русского народа- Храм Василия Блаженного и Кремль, а так же Мавзолей. Не торопитесь уходить от Мавзолея, когда кончится смена часовых. Здесь хочется побыть подольше, найти ответы на непраздные вопросы: В чем смысл жизни? Как спасти планету Земля? Как жить дальше? Из Кремля попадаешь в Александровский сад, в котором все напоминает о суровых днях Великой Отечественной войны. Никогда не пустеет место около могилы Неизвестного солдата, никогда не увидишь тут увядших цветов. 3дание Большого театра. У л и ц а Горького. Тверской бульвар. Много хранят они памятных встреч с великими людьми России. Поэтом Пушкиным, певцом Шаляпиным, художником Васнецовым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий